ОСОБЕННОСТИ
Развития детей с года до двух лет
Вашему
ребенку уже исполнился или скоро исполнится год.
Это очень важный период в развитии. К этому
возрасту, ребенок уже встает на ноги и учится
самостоятельно ходить. Свобода передвижения
приносит ему чувство независимости от
взрослого, с которым малыш был неразрывно связан
раньше. Обретенные к этому времени навыки
помогают ребенку познавать мир. Малыш научился
тянуться за нужной ему вещью, брать ее в руки,
отпускать, называть ее. Даже не прибегая к словам,
он может задавать вопросы и получать ответы
Потребность
ребенка во сне понемногу уменьшается, более того,
если его что-то по-настоящему заинтересует, он
уже сможет умышленно отогнать от себя сон. Это
даст ему возможность больше времени уделять
приобретению большого количества навыков и
знаний.
Возраст
от года до двух это возраст исследователя. В
новом незнакомом месте ребенок будет
передвигаться от предмета к предмету, изучая их
глазами, ощупывая, нюхая, пробуя на вкус и
прислушиваясь. Он не имеет конкретной цели, целью
является процесс освоения нового неизведанного
мира. Открывшиеся возможности накладывают свой
отпечаток и на изменения личности ребенка
Осознание своего «Я», самостоятельные действия с
предметами приводят к познанию своих первых
успехов и неудач.
Ребенок
начинает противопоставлять себя взрослым. Он
резко протестует против управления собой и сам
пытается управлять близкими взрослыми как
предметами окружающего мира. Он сам хочет решать,
когда и куда пойдет, когда и что будет делать,
петь или играть. Этот период получил название
кризис одного года. Можно выделить следующие
пять факторов определяющих наступление
кризисного периода.
1) У
ребенка появляется упрямство, настырность,
непослушание, требование повышенного внимания.
2)
Попытки самостоятельных действий во время
кормления, одевания, отказы от выполнения режима.
3)
Возникает повышенная чувствительность к
порицаниям и к замечаниям взрослых, появляются
также обидчивость, недовольство и агрессия,
направленные на взрослых или на предметы.
4)
Противоречивое поведение в затруднительных
ситуациях, связанных с выполнением каких-либо
действий (например, ребенок просит о помощи, но
сразу отказывается от нее).
5)
Повышенная капризность ребенка
У
ребенка происходят изменения в отношении к
взрослым, к внешнему миру и в отношении к самому
себе. Все это имеет глубокую психологическую
природу, так как у малыша возникает осознание
собственных независимых от взрослого желаний.
Если раньше все, что было нужно малышу, исходило
от взрослого и определялось им, то теперь ребенок
сам может хотеть того, что совершенно не связано
со взрослым.
Однако
осознание своих желаний и возросшая активность
не позволяют малышу реализовать свои желания.
Ребенок постоянно нуждается в помощи и поддержке
взрослого, даже ходить ему еще трудно самому.
Родители нужны ребенку, но уже в ином качестве.
Малышу нужно не столько хорошее отношение к нему
вообще, а искреннее отношение к его действиям и к
его успехам. Без оценки и поддержки взрослого он
не может ощущать свою самостоятельность и
активность. Отсюда повышенная чувствительность
годовалых детей к поощрениям и порицаниям, их
обидчивость, требование внимания к своим
действиям.
Противоречие
между стремлением к самостоятельности и
зависимостью от родителей, от их помощи и
составляет основу кризиса. Важно осознать и
понять, что нормальный рост и развитие ребенка
естественно предполагает состояние кризиса
одного года.
Помимо
того, что меняется поведение ребенка, у взрослых
могут возникнуть ошибочные представления о
возможностях своих детей. Во многих отношениях
малыш кажется им значительно более взрослым, чем
он есть на самом деле. Он почти также ходит,
разговаривает и играет как трехлетний ребенок,
но дело в том, что они отличаются друг от друга по
уровню мышления и жизненному опыту. В этом
возрасте ребенок не может предвидеть
последствий какого-либо события, своей
деятельности. Ребенок живет в состоянии «здесь и
сейчас», поэтому ждать, чего бы то ни было, он не
может ни секунды, - это необходимо учитывать.
Отношения
к людям определяются особенностями возраста. Он
любит своих родителей, но еще не умеет вести себя
так, как в нашем понимании ведет себя любящий
человек. Ребенок не в состоянии поставить себя на
место родителей. Ему тяжело видеть, как плачет
мама, но жалеть он умеет и способен пока лишь себя.
Пока думать о чувствах других - это не его дело. Он
даже не может справиться со своими чувствами.
Часто ребенок не может вспомнить, что чувствовал
раньше, и не может представить, что будет
чувствовать потом. Установить же связь между
своим поступком по отношению к вам и вашим по
отношению к нему он не может, как не может
установить связи между своими чувствами и
чувствами своих родителей.
Узнавая
новые слова, малыш начинает употреблять их все
свободнее, однако значения многих из них для него
недоступны. Так, ребенок не понимает, что такое «обещание».
Тем более он не может сдержать его, однако
употреблять ему это слово легко. Это слово
обозначает для него согласие, например: «Обещаю
поиграть пять минут и пойти спать». Но через
пять минут он все забывает, и ему непонятно,
почему мама его упрекает тем, что он не сдержал
обещание
Не
надо давать непосильные задания ребенку,
перегружать голову малыша недоступными для него
понятиями. Ребенок очень старается понравиться
маме, но у него слишком мало сил, он еще
психологически не готов к восприятию
определенных понятий. Ребенку сейчас не ведомо,
ни что такое хорошо, ни что такое плохо, и он не
может сделать выбора между хорошим и плохим
поведением. Лишь со временем он будет по-настоящему
понимать чувства родителей и их права, помнить
наставления и предвидеть последствия своих
действий.
При
определенном умении можно добиться, чтобы и мама,
и ребенок хотели одно и то же. Ведь ребенок будет
«хорошим» в двух случаях: во-первых, если он будет
согласен делать то, что родителям хочется и. во-вторых,
если ему не будет хотеться делать то, что
родителям не нравится. Вместо категоричного
приказа, можно превратить задание в шутку. Чтобы
ребенок делал не ради «мамочки» и не потому, что
он «хороший» мальчик, а потому что мама так
повернула ситуацию, чтобы он сам этого захотел.
Важно принимать и любить ребенка, и тогда, если он
будет чувствовать, что его любят, поддерживают
его, ему будет хотеться радовать, а это значит,
что несмотря на многие ошибки, он будет вести
себя так, как вам надо.
Обобщая
вышесказанное можно перечислить следующие
изменения, которые происходят в ребенке по
достижении двух лет.
1)
Ребенок активно исследует окружающий мир. У него
развивается предметная деятельность, огромное
количество навыков, он активно пытается себя
обслуживать.
2)
Ребенок воспринимает себя как отдельную
личность, происходит осознание собственных
желаний, появляется автономность от взрослых,
развивается произвольное поведение.
3) У
ребенка возникает активная речь, резко
возрастает словарный запас.
4)
Психические процессы подчинены ситуативности.
Память проявляется лишь в факте узнавания
предметов и явлений, у ребенка нет ни прошлого, ни
будущего. Мышление лишь наглядно-действенное, то
есть проявляется через действия с конкретно
воспринимаемыми в данный момент предметами.
Эмоции проявляются в момент восприятия объекта,
внимание неустойчивое и полностью подчинено
воздействию внешних стимулов
5)
Возникает сотрудничество ребенка и взрослых при
совместной деятельности. У ребенка резко
возрастает внимание к оценке взрослых, формируется
избирательное отношение к новым людям.