Физическое развитие

Очень важным критерием развития ребенка является его физическое развитие. До года вес и рост являются главнейшим критерием в оценке соматической зрелости ребенка.

В дальнейшем ребенок ежемесячно обычно прибавляет в весе на 200-250 грамм, длина тела возрастает на 1см. И к двум годам рост колеблет­ся от 82 до 91 см., а вес от 11 до 13кг.

Для оценки уровня развития можно предложить следующую формулу: рост мальчика = (6 х возраст) + 77, а рост девочки = (6 х возраст) + 76, где возраст – это количество полных лет.

Вес ребенка отражает насколько развита костно-мышечная система. Среднюю массу тела ребенка 2-5 лет можно рассчитать по формуле: (2 х возраст) + 9.

Для двухлетнего ребенка средний вес составляет 13кг.

Тип ребенка

Средний рост, см

Отклонение, см

Средняя масса, кг

Отклонение, кг

Большой

Средний

Маленький

97,6

91,8

83,8

3,5

2,4

2,1

14,2

12,1

10,8

2,2

2,1

1,6

 Задержка или отсутствие прироста размеров тела или отрицательные сдвиги в массе говорит о неблагоприятных изменениях физического раз­вития и требуют прежде всего, рационализации двигательного режима ребенка. Поэтому снимать показатели физического развития следует как можно чаще.

Зная показатели массы тела, роста ребенка и окружности грудной клет­ки (ОГК), можно определить крепость телосложения и то, насколько плот­нее в результате систематических занятий становится мышечная масса, а также пропорционально ли развитие. Расчет делается по индексу Пинье: ИП = рост (см) – [масса (кг) + ОГК (см)].

Важно проследить динамику Чем меньше отличается от стандартных показателей индекс Пинье, тем крепче телосложение ребенка.

Стандартными показателями индекса Пинье для детей трех лет явля­ются следующие: мальчики - 25.7; девочки - 27,1.

Степень физического развития дает возможность судить о функцио­нальном состоянии организма. Сделать в этом возрасте функциональные пробы, характеризующие реакцию организма на физические нагрузки, еще затруднительно. Но вполне достаточное представление о состоянии сер­дечно-сосудистой системы могут дать показатели артериального и пуль­сового давления.

О неправильной организации двигательного режима говорит повыше­ние артериального давления у большинства детей группы. Максималь­ное артериальное давление рассчитывается по формуле: (100 мм + Н), где Н - возраст в годах. Допустимыми являются колебания в 15 мм ртутного столба.

Дети в возрасте от года до двух лет очень энергичны.

Необходимо предоставить максимальные условия для закрепления ребенком навыков движения. Это очень важно, так как при активной дея­тельности ребенок укрепляет связь между мозговой и двигательной дея­тельностью.

    Следует учить ребенка самостоятельным перебежкам, всячески поощряя его. Играйте в салочки, учите пятиться.

    Следует учить ребенка садиться на корточки и поднимать вещи, садиться в кресло, развернувшись к нему спиной.

    Пусть ребенок учится коротким самостоятельным «перебежкам». Поощряйте его, но всегда находитесь радом.

    Учите ребенка пятиться, придумывая игры на эту тему.

    Гуляя в безопасных местах, играйте в салочки, в догонялки-обгонялки.

    Пусть малыш учится ударять ногой по мячу и отбрасывать его руками.

    Учите ребенка балансировать на цыпочках: держите его за руку, когда он ходит по краю тротуара, по бордюрам клумб.

    Учите ребенка прыгать и танцевать под музыку. Дети обожают прыгать на кровати, на старом матрасе, на подушках, толстом куске поролона, на маленьком батуте. По мере развития ребенок начнет подпрыгивать и кувыркаться на подушках, мягких подстил­ках и пр. Подъем вверх, цепляясь руками и ногами, развивает мышцы ребенка, учит его контролировать свои движения, удержи­вать равновесие. Дайте малышу потренироваться в «альпинизме» на безопасных лесенках и решетках.

    Двигательные навыки особенно совершенствуются на улице, когда малыш играет с игрушками, которые можно катить за собой или перед собой.

Чем подвижнее ребенок, тем более внимательными нужно быть вам. Пер­вые шаги у малыша всегда нетвердые, поэтому пол не должен быть слишком скользким. 11усть дома ребенок ходит без обуви, так как ему легче, если он чувствует ножками поверхность пола. Только убедитесь, что он не наступит на что-нибудь острое. Сделайте недоступными для ребенка режущие и ядо­витые предметы.

Далее мы приводим средние показатели двигательной активности для детей с года до двух лет.

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Название реакции

 

Приблизит, возраст появления реакции (в мес.)

 

Возраст проявления реакции (в мес.) у вашего ребенка

 

Переступает боком вдоль мебели.

 

9-13

 

 

 

Переступает около мебели в полоборота к направлению движения

 

9-13

 

 

 

Из положения стоя опускается на колени, держась рукой за мебель.

 

10-13

 

 

 

Стоит без опоры несколько секунд.

 

10,5-13

 

 

 

Ходит самостоятельно, подняв руки.

 

11-13,5

 

 

 

Присаживается на корточки из положения сидя

 

11,5-14

 

 

 

Ползает на четвереньках.

 

12

 

 

 

Ложится на живот из положения сидя

 

12

 

 

 

Поднимается с пола без посторонней помощи

 

12-15

 

 

 

Ходит самостоятельно, руки свободны.

 

12-15

 

 

 

Присаживается на корточки и встает

 

12-18

 

 

 

Залезает на стул, кресло, диван.

 

15-18

 

 

 

Из положения стоя наклоняется и поднимается.

 

15-18

 

 

 

Встает с маленькой табуретки.

 

15-18

 

 

 

Бежит, смотря под ноги.

 

15-18

 

 

 

Ходит, может остановиться и повернуться.

 

18-24

 

 

 

Садится на маленький стульчик

 

18-24

 

 

 

Поднимается по лестнице приставным шагом держась за перила и за руку.

 

18-24

 

 

 

Бьет ногой но мячу.

 

18-24

 

 

 

Бросает мяч в цель на расстояние 60—70 см.

 

24

 

 

 

Несет большой предмет (до 30 см в диаметре)

 

24

 

 

 

Перешагивает через препятствия

 

24

 

 

 

Идет по полосе шириной 30 см.

 

24

 

 

 

Встает с маленького стульчика без помощи рук

 

24

 

 

 

Стоит на правой ноге 3 секунды.

 

24

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz