Интеллектуальное
развитие
К двум годам у
ребенка увеличивается количество знаний,
навыков, словарный запас и объем рабочей памяти.
В результате, мыслительные процессы приобретают
новое качество. Осознание себя и окружающих
порождает ролевые игры. Например, ребенок
представляет себя в роли «мамы» или «папы» и
начинает что-то делать «понарошку»: готовить еду,
водить машину, ходить в магазин и т. д. Успешно
развивается непосредственная целенаправленная
деятельность - он уже может сам одеться (кроме
застегивания пуговиц и завязывания шнурков),
правильно использует вилку и ложку, строит
сооружения из кубиков.
Обретенные навыки
помогают ребенку познавать мир. Он легко двигается
и благодаря этому может не только добраться до
интересующей его вещи, но и взглянуть на нее под
новым углом зрения, который был не доступен для
ребенка, когда он мог лишь сидеть. Малыш начинает
активно исследовать мир и к двум годам
переходит от спонтанных исследований к
экспериментам. Он будет ощупывать, ронять,
сжимать различные предметы, чтобы посмотреть,
что же произойдет с ними. Посредством нескончаемых
манипуляций с вещами внешнего мира ребенок
сможет познавать законы этого мира. Именно в это
время необходимо всячески помогать ребенку в
его исследованиях, раскрывать ему признаки
предметов. В этом возрасте формируется
познавательная активность. В дальнейшем, если ребенок
будет чувствовать, что его познавательный
интерес всячески поощряется, у него
сформируется познавательная активность или
любопытство. Это будет лучшей прививкой против
скуки. Ребенок всегда сможет себя занять, ему
будет интересно жить, и он сможет избежать таких
способов ухода из «скучной и однообразной жизни»,
как алкоголизм и наркомания.
К двум годам у
ребенка начинает складываться картина мира,
формируются классификации по различным
основаниям: живое-неживое, съедобное-несъедобное
и т. д. Следует учитывать, что все это касается
только конкретных понятий. Абстрактные понятия,
охватывающие конкретные объекты или явления,
даже для двухлетнего ребенка все еще недостаточны.
Так ему еще не понятны числа и любое количество
больше «одного» воспринимается как «много».
Очень важно дать
возможность ребенку познавать мир посредством
естественных материалов, как вода, земля, камешки.
В главе «Игры на развитие мышления» мы описали
основные вещества, и как ребенок может с ними
играть. При правильном развитии ребенка, к 2 годам
он уже будет способен придумывать самые
разнообразные и необычные применения обычным
вещам. Достаточно развитые познавательные
навыки дают толчок фантазии и воображению.
ОСНОВНЫЕ
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ДВУХ ЛЕТ
Название
реакции |
Приблизит,
возраст появления реакции (в мес.) |
Возраст
проявления реакции (в мес.) у вашего ребенка |
|||
Совершает
действия с предметами (расческа, ложка и т. д. ) в
соответствии с их функциональным назначением. |
11-15 |
||||
Снимает
кольца с пирамидки. |
12 |
||||
Находит
спрятанную игрушку под одним покрывалом из 4-х,
если она была спрятана у него на глазах. |
12-16 |
||||
Вытягивает
за веревочку спрятанный предмет. |
12-16 |
||||
Показывает
3-5 частей тела на себе. |
14-16 |
||||
Складывает
все (6-8) кубики в коробочку. |
14-17 |
||||
Пытается
нанизывать кольца пирамидки. |
15 |
||||
Строит
башню из 2 кубиков, держит два кубика в одной руке. |
15 |
||||
Строит
башню из 3-4 кубиков. |
15-17 |
||||
Вставляет
блоки в фигурные отверстия соответствующей
формы. |
15-20 |
||||
Собирает
пирамидку без учета размера колец. |
18 |
||||
Убирает
предметы на свои места. |
20-24 |
||||
Сортирует
предметы (груша-яблоко, юла-кубики, и т. д.). |
20-26 |
||||
Строит
мостик из 3 кубиков после показа. |
20-26 |
||||
Среди 5
картинок находит одну «такую же», какую
показывает взрослый. |
22-26 |
||||
Строит
башню из 8 кубиков |
24 |
||||
Строит
после показа поезд без трубы |
24 |
||||
Среди 10
картинок находит одну «такую же», какую
показывает взрослый. |
24-28 |
||||