Интеллектуальное развитие

 В год у ребенка уже более зрелые рабочая память, зрительное и слу­ховое восприятие, произвольные движения дают возможность управлять целыми процессами, состоящими из 2-3 повторяющихся действий. Дети учатся есть ложкой, строить башню из кубиков, вставлять фигурные бло­ки в соответствующие пазы, повторять бытовые действия с предметами и т. п. Характерно, что эта активность контролируется ребенком - после отвлечения он продолжает начатое, исправляет допущенные ошибки и неточности. В это же время появляется чувство юмора.

К двум годам у ребенка увеличивается количество знаний, навыков, словарный запас и объем рабочей памяти. В результате, мыслительные процессы приобретают новое качество. Осознание себя и окружающих порождает ролевые игры. Например, ребенок представляет себя в роли «мамы» или «папы» и начинает что-то делать «понарошку»: готовить еду, водить машину, ходить в магазин и т. д. Успешно развивается непосред­ственная целенаправленная деятельность - он уже может сам одеться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), правильно исполь­зует вилку и ложку, строит сооружения из кубиков.

Обретенные навыки помогают ребенку познавать мир. Он легко двига­ется и благодаря этому может не только добраться до интересующей его вещи, но и взглянуть на нее под новым углом зрения, который был не дос­тупен для ребенка, когда он мог лишь сидеть. Малыш начинает активно ис­следовать мир и к двум годам переходит от спонтанных исследований к экспериментам. Он будет ощупывать, ронять, сжимать различные предме­ты, чтобы посмотреть, что же произойдет с ними. Посредством несконча­емых манипуляций с вещами внешнего мира ребенок сможет познавать за­коны этого мира. Именно в это время необходимо всячески помогать ре­бенку в его исследованиях, раскрывать ему признаки предметов. В этом возрасте формируется познавательная активность. В дальнейшем, если ре­бенок будет чувствовать, что его познавательный интерес всячески поощ­ряется, у него сформируется познавательная активность или любопытство. Это будет лучшей прививкой против скуки. Ребенок всегда сможет себя занять, ему будет интересно жить, и он сможет избежать таких способов ухода из «скучной и однообразной жизни», как алкоголизм и наркомания.

К двум годам у ребенка начинает складываться картина мира, формиру­ются классификации по различным основаниям: живое-неживое, съедобное-несъедобное и т. д. Следует учитывать, что все это касается только конкретных понятий. Абстрактные понятия, охватывающие конкретные объекты или явления, даже для двухлетнего ребенка все еще недоста­точны. Так ему еще не понятны числа и любое количество больше «од­ного» воспринимается как «много».

Очень важно дать возможность ребенку познавать мир посредством естественных материалов, как вода, земля, камешки. В главе «Игры на развитие мышления» мы описали основные вещества, и как ребенок мо­жет с ними играть. При правильном развитии ребенка, к 2 годам он уже будет способен придумывать самые разнообразные и необычные приме­нения обычным вещам. Достаточно развитые познавательные навыки дают толчок фантазии и воображению.

 

ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ДВУХ ЛЕТ

Название реакции

 

Приблизит, возраст появления реакции

мес.)

 

Возраст проявления реакции (в мес.) у вашего ребенка

 

Совершает действия с предметами (расческа, ложка и т. д. ) в соответствии с их функциональным назначением.

 

11-15

 

 

 

Снимает кольца с пирамидки.

 

12

 

 

 

Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из 4-х, если она была спрятана у него на глазах.

 

12-16

 

 

 

Вытягивает за веревочку спрятанный предмет.

 

12-16

 

 

 

Показывает  3-5 частей тела на себе.

 

14-16

 

 

 

Складывает все (6-8) кубики в коробочку.

 

14-17

 

 

 

Пытается нанизывать кольца пирамидки.

 

15

 

 

 

Строит башню из 2 кубиков, держит два кубика в одной руке.

 

15

 

 

 

Строит башню из 3-4 кубиков.

 

15-17

 

 

 

Вставляет блоки в фигурные отверстия соответствующей формы.

 

15-20

 

 

 

Собирает пирамидку без учета размера колец.

 

18

 

 

 

Убирает предметы на свои места.

 

20-24

 

 

 

Сортирует предметы (груша-яблоко, юла-кубики, и т. д.).

 

20-26

 

 

 

Строит мостик из 3 кубиков после показа.

 

20-26

 

 

 

Среди 5 картинок находит одну «такую же», какую показывает взрослый.

 

22-26

 

 

 

Строит башню из 8 кубиков

 

24

 

 

 

Строит после показа поезд без трубы

 

24

 

 

 

Среди 10 картинок находит одну «такую же», какую показывает взрослый.

 

24-28

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz