Манипулятивные
навыки
Следующим важным
фактором развития ребенка после формирования
двигательных функций являются манипулятивные
навыки или развитие мелкой моторики рук.
Умение
манипулировать присутствует во многих
двигательных навыках, которыми пытается
овладеть ваш малыш. Чем легче манипулирует
ребенок руками и пальчиками, тем проворнее он
строит домик из кубиков, перелистывает страницы
книги, рисует и вырезает из бумаги, застегивает
пуговицы, действует ложкой и вилкой.
Ученые также
установили, что уровень развития психических
процессов находится в прямой зависимости от
степени сформированности мелкой моторики рук.
Исследования М. Кольцовой показали, что существует
тесная взаимосвязь между координацией мелких
движений рук и речью. Уровень развития речи
всегда находится в прямой зависимости от степени
развития мелких движений пальцев рук.
Даже для
определения уровня развития речи детей первых
лет жизни разработан следующий метод: ребенка
просят показать один пальчик, два пальчика и три.
Дети, которым удаются изолированные движения
пальцев, - говорящие дети. Если пальчики
напряженные, сгибаются и разгибаются только
вместе или, напротив, вялые и не делают
изолированных движений, то это неговорящие дети.
До тех пор, пока движения пальцев не станут
свободными, развития речи и, следовательно,
мышления добиться не удается.
При выполнении
мелких движений пальцев рук происходит давление
на кончики пальцев и активизация незрелых клеток
коры головного мозга, отвечающих за
формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении
разнообразных движений пальцами рук происходит
развитие речи, а значит и мышления ребенка, так
как в данном возрасте эта связь очень сильна.
Развитие мелкой
моторики рук возникает не сразу. Взрослым необходимо
поощрять ребенка, чтобы он больше тренировался.
Для развития мелкой моторики рук необходимо:
- учить ребенка
отвинчивать крышки, нанизывать предметы на
веревочку, наливать воду, переворачивать
страницы книги, разрывать бумагу и т. д.;
- учить ребенка
навыкам самообслуживания: пользоваться вилкой и
ложкой, снимать колготки, носочки и т. д.
Игрушки должны быть
разнообразными, чтобы их можно было раскручивать,
перекручивать, вращать по кругу («набирать
телефонный номер»).
У ребенка должен
быть простейший конструктор и пирамидки.
Вместе рисуйте
карандашами и красками, складывайте простейшие
мозаики.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
Название реакции |
Приблизит. возраст
появления реакции (и мес.) |
Возраст проявления
реакции (в мес.) у вашего ребенка |
|||
Берет мелкий предмет 2
пальцами (кончиками большого и указательного) -
точный «пинцетный захват». |
8-12 |
||||
Разъединяет предметы
под контролем зрения (доска с отверстием -
колышек, кольцо-стержень и т. п.) |
8-13 |
||||
Одной рукой держит
игрушку, а другой с ней играет. |
10-12 |
||||
Повторяет за
взрослыми действия с предметами (толкает
игрушечную машинку, пытается причесаться
расческой, подносит телефонную трубку к уху и т.п. |
10-13 |
||||
Пытается рисовать
каракули. |
11-14 |
||||
Переворачивает
страницы все сразу. |
12-18 |
||||
Хорошо держит
карандаш |
12-18 |
||||
Умеет держать ложку и
чашку. |
12-18 |
||||
Разворачивает
завернутый в бумагу предмет. |
13-18 |
||||
Ставит кубик на кубик. |
14-16 |
||||
Соединяет предметы (стержень-кольцо,
колпачок-ручка и т. п.) |
14-16 |
||||
Откручивает
маленькие винтовые крышки под контролем зрения. |
14-16 |
||||
Собирает пирамиду без
учета колец. |
15-18 |
||||
Ставит 3 кубика друг
на друга. |
17-20 |
||||
Переворачивает
страницы книги по одной. |
17-20 |
||||
Схватывает
движущийся предмет (например, мяч). |
17-24 |
||||
Опускает мелкий
предмет в маленькое отверстие |
18-21 |
||||
Разрывает бумагу |
18-24 |
||||
Пытается остановить
катящийся к нему мяч |
20-24 |
||||
Нанизывает на шнур
большие (2 см) «бусины» с отверстием 0,5—0.6 см. |
20-24 |
||||
Переливает жидкость
из одной емкости в другую. |
21-22 |
||||
Ставит 4-6 кубиков друг
на друга. |
22-24 |
||||