Память
Процесс развития
памяти включает в себя три основных этапа:
получение, хранение и воспроизведение
информации через некоторое время
В более раннем
возрасте процесс восприятия и запоминания слиты,
и лишь к трем годам формируются устойчивые
мозговые структуры, отвечающие за процесс
запоминания.
Память ребенка, как
и внимание, в основном, непроизвольна. Ребёнок
чаще всего не ставит перед собой сознательных
целей что-либо запомнить. Запоминание и
припоминание происходит независимо от его воли и
сознания. Ребёнок запоминает то, на что он
обратил внимание, что произвело на него
впечатление, было интересно.
У малыша этого
возраста есть память, но это еще очень короткая
память. Мир годовалого ребенка - это мир под
названием «здесь и сейчас». Он не в состоянии
сравниться с прошлым и будущим, не может помнить
свое вчера или планировать свое завтра. Его
внимание поглощено реальными людьми и
реальными вещами, которые он видит в данный
момент.
Когда он был совсем
маленьким, это не так отражалось на его деятельности.
Но теперь, когда ребенок пытается заниматься
более «взрослыми» делами, короткая память может
стать серьезной проблемой. Но не следует
переживать, со временем приобретая опыт, ребенок
учится запоминать, так ему необходимо
многократное повторение, чтобы закрепить
материал в памяти. Хотя ребенок к двум годам в
состоянии запомнить и выделить большое
количество предметов, однако он не в состоянии
узнать их, если предметы или человек будут
выглядеть иначе, чем их привык видеть ребенок.
Не следует
переживать, если вы столкнулись с плохой памятью,
это нормально для этого возраста. Больше
общайтесь, играйте с ребенком в игры, развивающие
память, и очень скоро вы удивитесь безграничным
возможностям своего малыша.
Дело в том, что
развитие памяти тесно связано с развитием
интеллекта у ребенка. В этом возрасте дети
запоминают лучше при активной умственной
работе и эмоциональной значимости предмета для
ребенка. Ребенок очень хорошо запоминает
эмоционально значимые для него вещи, так
называемое непроизвольное запоминание. И
фактически не может запоминать по заданию
другого человека (произвольное запоминание). Мы
предлагаем следующие нормативы по оценке памяти
вашего ребенка.
1. Попросите ребенка
выполнить несколько действий подряд: стать со
стула, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с
ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и
вернуться на место.
Нормативы:
в 1,5 года - выполняет 3-4 действия;
в 2,5 года - выполняет 4-5 действий;
в 3,5 года - выполняет 5-6 действий.
«Сегодня на улице
много грязи и луж».
«Его зовут Ваней, он учится в
школе».
«Шура услышала свисток и
увидела поезд».
«Летом в лесу было много грибов
и ягод».
Повторить цифры: 4-7-1; 3-8-6; 2-5-9 и
3-4-1-7; 6-1-5-8; 7-2-9-6.
Нормативы:
в 2,5 года - называет свои имя,
фамилию, частично отвечает на вопросы;
в 3 года - хорошо
отвечает на вопросы, повторяет простую фразу из
6-7 слов и 3 цифры.