РЕЧЬ И
ОБЩЕНИЕ
После года, по мере
знакомства с разными предметами формируются
понятия о них. У ребенка начинает резко
увеличиваться словарь (то есть слова, которые он
понимает), к двум годам он может достигать
нескольких сотен слов.
Приблизительно к 8
месяцам ребенок начинает повторять услышанное и
увиденное. К 14-18 месяцам малыш реагирует на свое
имя, знает кто такие «мама», «баба», «машина» и т.
д. Он может показать, где у него и у других ручки,
носик, ротик. Глазки и т. д. - все чему научили.
Малыш любит выполнять простые просьбы, сам
пытается что-то попросить, используя жесты и
отдельные слова.
К двум годам ребенок
уже сам побуждает родителей называть для него
различные предметы и действия. Он способен
повторять новые слова по много раз, вставляет
отдельные слова в стихотворения, называет картинки.
Просьбы сочетает с указательными жестами.
В это время очень
важно правильно организовать общение с ребенком.
Итак, необходимо:
•
всегда смотреть ребенку в глаза,
разговаривая с ним;
•
высказывания должны быть простыми
и короткими;
•
необходимо внимательно
выслушивать ребенка и давать ему закончить фразу;
•
поощрять разговоры малыша с
игрушками, это позволяет развить воображение и
языковые навыки;
•
когда гуляете с ребенком,
комментируйте то, что вы видите вокруг;
•
разглядывайте вместе книжки с
картинками и комментируйте их;
•
помогайте ребенку строить
высказывания. Например, если он сказал «домой»,
добавьте «мы сейчас пойдем домой», или если он
сказал «здравствуйте», то скажите за него «здравствуй,
сестренка»;
•
необходимо приучать ребенка к
разнообразию звуков, можно прослушивать малышу
специальные подборки кассет «Музыка для малышей»
и т. д., но нельзя оставлять на весь день радио или
телевизор;
•
читайте детям на ночь сказки.
Эти несложные
советы позволят вашему ребенку быстрее начать говорить.
Дело в том, что общение с любящей мамой гораздо
эффективнее для детей этого возраста, чем самые
умные и отличные педагоги.
Если ребенок
неправильно произносит слова или от волнения
начинает замыкаться и заминаться, не стоит
сильно беспокоится.
Будьте тактичны и
ласковы, поправляя ошибки ребенка, не смейтесь,
не передразнивайте его, так как малыш может
начать заикаться по-настоящему. Лучше всего
спокойно произнести слово так, как положено. Немного
времени и терпения - и ваш ребенок начнет
говорить нормально. Если же вас что-то беспокоит
в развитии речи ребенка, то посоветуйтесь с
педиатром или логопедом.
У родителей ребенка
15-18 месяцев должно появиться беспокойство, если
со следующими моментами ребенок не справляется.
•
не произносит отдельные слова;
•
не понимает простейших
высказываний;
•
часто проявляет апатию и
безразличие;
•
как будто не слышит звуков.
В два года должно
насторожить, если не может связать двух слов.
Следует учесть, что
чаще всего задержка в развитии речи бывает у мальчиков
и, как правило, передается по наследству.
Необходимо узнать у родственников, кто во
сколько лет начал говорить. Также причиной
задержки в развитии речи бывает то, что родители
мало говорят друг с другом.
Речь и общение -
важная ступень в развитии ребенка. Он учится
произносить слова, выражать свои мысли и
чувства. Неумение выразиться, может породить
приступы плаксивости, вспышки детского гнева у
малыша.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОБЩЕНИЯ
Название реакции |
Приблизит, возраст
появления реакции (в мес.) |
Проявления реакции |
|||
Поворачивается, когда
его зовут. |
10-12 |
||||
Специально бросает
предметы, чтобы их подняли. |
10-12 |
||||
Проявляет
удовольствие, когда хвалят. |
10-12 |
||||
Использует два жеста
и более: |
|||||
«до свидания», «ладушки»,
«большой» и т. п. |
10-14 |
||||
Использует
указательный жест. |
1143 |
||||
Использует знак «да» -
кивает головой. |
12-16 |
||||
Зовет кого-нибудь,
чтобы помогай. |
13-15 |
||||
Показывает или
предлагает игрушки. |
14-16 |
||||
Обращает внимание на
плачущего. |
14-16 |
||||
Использует жесты,
звуки, отдельные слова, чтобы
показать чего он хочет. |
14-16 |
||||
1 1риветствуег
знакомых людей. |
14-16 |
||||
Использует знак «нет»
- качает головой. |
14-18 |
||||
Показывает пальчиком
на знакомые предметы. |
15-18 |
||||
Понимает простейшие
вопросы и просьбы: «Где твои ботинки?», «Открой
дверь» и т. д. |
15-18 |
||||
Знает 2-3 части тела,
например, где глазки. |
15-18 |
||||
Легко повторяет
увиденные жесты. |
16-20 |
||||
Начинает плакать,
чтобы добиться своего. |
16-20 |
||||
Использует более 10
жестов. |
18-24 |
||||
Любит играть рядом с
другими детьми, наблюдать за ними, иногда
пытается с ними общаться. |
18-24 |
||||
Знает, чего нельзя
делать, но пытается «спровоцировать» взрослых на
запрет. |
18-24 |
||||
«Отыгрывает» на кукле
знакомое взаимодействие со взрослым (кормит ее). |
18-24 |
||||
Понимает более
длинные выражения, например, поставь чашку. |
24 |
||||
Может выслушать
короткую сказку. |
24 |
||||
РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ
РЕЧИ
Название реакции |
Приблизит, возраст
появления реакции (в мес.) |
Возраст проявления
реакции (в мес.) у вашего
ребенка |
|||
Повторяет за взрослым
слоги и односложные слова, которые уже умеет
произносить: «ба!» (бах!), «дя» (да) и т. п. |
10-14 |
||||
«Говорит на своем
языке» - произносит множество слогов и их
сочетаний, напоминающих слова. Часто такая игра
со слогами напоминает речь взрослых по ритму,
интонации. |
11-18 |
||||
Повторяет за взрослым
одно-или двухсложные слова, которые уже умеет
произносить: «мама», «дядя»... |
11-18 |
||||
Повторяет за взрослым
двухсложные слова, состоящие из разных слогов,
которые уже умеет произносить: «тетя», «кися» (киса)... |
13-20 |
||||
Произносит 20 слов. |
15-18 |
||||
Любимое слово «Нет». |
15-18 |
||||
Повторяет за
взрослыми свое имя. |
15-18 |
||||
Повторяет за взрослым
сочетания из двух слов: «мама Лена». |
20-24 |
||||
Знает местоимение «мое»,
«ты», «я». |
24 |
||||
Начинает задавать
вопросы |
24 |
||||