РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ

После года, по мере знакомства с разными предметами формируются понятия о них. У ребенка начинает резко увеличиваться словарь (то есть слова, которые он понимает), к двум годам он может достигать несколь­ких сотен слов.

Приблизительно к 8 месяцам ребенок начинает повторять услышанное и увиденное. К 14-18 месяцам малыш реагирует на свое имя, знает кто такие «мама», «баба», «машина» и т. д. Он может показать, где у него и у других ручки, носик, ротик. Глазки и т. д. - все чему научили. Малыш любит выполнять простые просьбы, сам пытается что-то попросить, ис­пользуя жесты и отдельные слова.

К двум годам ребенок уже сам побуждает родителей называть для него различные предметы и действия. Он способен повторять новые слова по много раз, вставляет отдельные слова в стихотворения, называет картин­ки. Просьбы сочетает с указательными жестами.

В это время очень важно правильно организовать общение с ребен­ком. Итак, необходимо:

    всегда смотреть ребенку в глаза, разговаривая с ним;

    высказывания должны быть простыми и короткими;

    необходимо внимательно выслушивать ребенка и давать ему закончить фразу;

    поощрять разговоры малыша с игрушками, это позволяет развить воображение и языковые навыки;

    когда гуляете с ребенком, комментируйте то, что вы видите вокруг;

    разглядывайте вместе книжки с картинками и комментируйте их;

     помогайте ребенку строить высказывания. Например, если он сказал «домой», добавьте «мы сейчас пойдем домой», или если он сказал «здравствуйте», то скажите за него «здравствуй, сестренка»;

    необходимо приучать ребенка к разнообразию звуков, можно прослушивать малышу специальные подборки кассет «Музыка для малышей» и т. д., но нельзя оставлять на весь день радио или телевизор;

     читайте детям на ночь сказки.

Эти несложные советы позволят вашему ребенку быстрее начать го­ворить. Дело в том, что общение с любящей мамой гораздо эффектив­нее для детей этого возраста, чем самые умные и отличные педагоги.

Если ребенок неправильно произносит слова или от волнения начинает замыкаться и заминаться, не стоит сильно беспокоится.

Будьте тактичны и ласковы, поправляя ошибки ребенка, не смейтесь, не передразнивайте его, так как малыш может начать заикаться по-насто­ящему. Лучше всего спокойно произнести слово так, как положено. Не­много времени и терпения - и ваш ребенок начнет говорить нормально. Если же вас что-то беспокоит в развитии речи ребенка, то посоветуйтесь с педиатром или логопедом.

У родителей ребенка 15-18 месяцев должно появиться беспокойство, если со следующими моментами ребенок не справляется.

    не произносит отдельные слова;

    не понимает простейших высказываний;

    часто проявляет апатию и безразличие;

     как будто не слышит звуков.

В два года должно насторожить, если не может связать двух слов.

Следует учесть, что чаще всего задержка в развитии речи бывает у маль­чиков и, как правило, передается по наследству. Необходимо узнать у род­ственников, кто во сколько лет начал говорить. Также причиной задержки в развитии речи бывает то, что родители мало говорят друг с другом.

Речь и общение - важная ступень в развитии ребенка. Он учится произ­носить слова, выражать свои мысли и чувства. Неумение выразиться, мо­жет породить приступы плаксивости, вспышки детского гнева у малыша.

 

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОБЩЕНИЯ

Название реакции

 

 

Приблизит, возраст появления реакции

(в мес.)

 

Проявления реакции (в мес.) у вашего ребенка

 

 

Поворачивается, когда его зовут.

 

10-12

 

 

 

Специально бросает предметы, чтобы их подняли.

 

10-12

 

 

 

Проявляет удовольствие, когда хвалят.

 

10-12

 

 

 

Использует два жеста и более:

 

 

 

 

 

«до свидания», «ладушки», «большой» и т. п.

 

10-14

 

 

 

Использует указательный жест.

 

1143

 

 

 

Использует знак «да» - кивает головой.

 

12-16

 

 

 

Зовет кого-нибудь, чтобы помогай.

 

13-15

 

 

 

Показывает или предлагает игрушки.

 

14-16

 

 

 

Обращает внимание на плачущего.

 

14-16

 

 

 

Использует жесты, звуки, отдельные

слова, чтобы показать чего он хочет.

 

 

 

14-16

 

 

 

1 1риветствуег знакомых людей.

 

14-16

 

 

 

Использует знак «нет» - качает головой.

 

14-18

 

 

 

Показывает пальчиком на знакомые предметы.

 

15-18

 

 

 

Понимает простейшие вопросы и просьбы: «Где твои ботинки?», «Открой дверь» и т. д.

 

15-18

 

 

 

Знает 2-3 части тела, например, где глазки.

 

15-18

 

 

 

Легко повторяет увиденные жесты.

 

16-20

 

 

 

Начинает плакать, чтобы добиться своего.

 

16-20

 

 

 

Использует более 10 жестов.

 

18-24

 

 

 

Любит играть рядом с другими детьми, наблю­дать за ними, иногда пытается с ними общаться.

 

18-24

 

 

 

Знает, чего нельзя делать, но пытается «спровоцировать» взрослых на запрет.

 

18-24

 

 

 

«Отыгрывает» на кукле знакомое взаимодействие со взрослым (кормит ее).

 

18-24

 

 

 

Понимает более длинные выражения, например, поставь чашку.

 

24

 

 

 

Может выслушать короткую сказку.

 

24

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ

Название реакции

 

Приблизит, возраст появления реакции

(в мес.)

 

Возраст проявления реакции

(в мес.) у вашего ребенка

 

Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба!» (бах!), «дя» (да) и т. п.

 

10-14

 

 

 

«Говорит на своем языке» - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Часто такая игра со слогами напоминает речь взрослых по ритму, интонации.

 

11-18

 

 

 

Повторяет за взрослым одно-или двухсложные слова, которые уже умеет произносить: «мама», «дядя»...

 

11-18

 

 

 

Повторяет за взрослым двухсложные слова, состоящие из разных слогов, которые уже умеет произносить: «тетя», «кися» (киса)...

 

 

 

13-20

 

 

 

Произносит 20 слов.

 

15-18

 

 

 

Любимое слово «Нет».

 

15-18

 

 

 

Повторяет за взрослыми свое имя.

 

15-18

 

 

 

Повторяет за взрослым сочетания из двух слов: «мама Лена».

 

20-24

 

 

 

Знает местоимение «мое», «ты», «я».

 

24

 

 

 

Начинает задавать вопросы

 

24

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz