СЛУХОВАЯ
СИСТЕМА
Слух, как и зрение,
состоит из двух взаимосвязанных частей:
слухового восприятия и слуховой памяти.
Очень важно
проблемы со слухом выявить как можно раньше,
чтобы избежать задержки речи
Могут быть
следующие виды потери слуха:
Кондуктивная
глухота это глухота излечима и является
проходящей. Смысл заболевания заключается в
том, что звуковой сигнал не поступает во
внутреннее ухо через барабанную перепонку.
Причиной может быть серная пробка, наличие
какого-то инородного тела или жидкость во
внутреннем ухе.
Перцептивная
глухота (нейросенсорая) - вид абсолютной глухоты,
вызванный поражением улитки внутреннего уха,
отвечающей за передачу звукового сигнала в мозг.
Для проверки слуха
ребенка можно провести несколько простейших
тестов. Делать это необходимо в игровой форме,
чтобы ребенок не волновался. Не следует
показывать свою озабоченность, если что-то не в
порядке. В комнате нужно соблюдать тишину,
ребенок должен быть расположен к такой игре,
должен быть сытым и не утомленным. Задание
следует проводить с 1,5-2 лет. Нужно встать за
спиной у ребенка на расстоянии 90-180 см и издать
громкий звук: с помощью погремушки или грубой
бумаги. Или попросите малыша комментировать
жестами ваши слова, например: «Покажи, где у тебя
глазки». С двух лет можно предложить следующее
задание, сядьте на расстоянии трех метров от
ребенка и попросите, чтобы он сложил в коробку
сначала мишку, потом зайку и т. д. Закройте рот
рукой и тихо попросите, чтобы он показал, где его
ручки, где глазки и т. д.
При следующих 2-3
признаках потери слуха следует обратиться к
врачу:
• задержка речи;
• невнятная и
обедненная речь;
• слабое внимание к
говорящему, особенно если он стоит за спиной у
ребенка;
• ребенок садится
близко к радио или телевизору и слышит только на
полной громкости;
•
частые отиты;
•
не оборачивается, если его окликнуть;
•
не любит слушать сказки, особенно когда в
комнате шумно;
• внимательно
смотрит на лицо говорящего;
• неуверен в себе,
замкнут, необщителен.
Как только у вас
появились сомнения относительно слуха ребенка,
незамедлительно обратитесь к врачу. Возможно,
он сам сможет поставить диагноз и подлечить
малыша, либо направит его к отоларингологу.
Абсолютная глухота - явление редкое, а для
остальных случаев существует множество
вспомогательных средств и методик лечения.
ОСНОВНЫЕ
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ПРИ
НОРМАЛЬНО РАЗВИТОМ СЛУХЕ
Название реакции |
Приблизит возраст
появления реакции (в мес.) |
Возраст проявления
реакции (в мес.) у вашего ребенка |
Начинает двигаться
при звуках музыки. |
8-14 |
|
Смотрит на знакомые
предметы, членов семьи, части тела, которые
называют |
9-14 |
|
Пытается
воспроизводить серии речевых звуков с
определенной интонацией и ритмом, что напоминает
речь взрослых |
12-14 |
|
Выполняет знакомое
действие с предметом по просьбе (катает машинку,
«причесывает», «качает» или «кормит» куклу и т д.).
Просьба должна быть выражена только словами, без
подсказки жестами или взглядом, без демонстрации
того, что просят. |
12-16 |
|
Повторяет короткие
слова, услышанные в разговоре взрослых (или
воспроизводит их через несколько часов) |
14-16 |
|
Из 2-3 -х знакомых
предметов смотрит на тот, который назвали |
14-16 |
|
Из 2-3 -х знакомых
картинок смотрит на ту, которую назвали. |
14-16 |
|
Знает несколько
коротких стихотворений, вставляет в них
отдельные слова. |
14-18 |
|
понимает 20-50 слов (имена
близких, названия частей тела, предметов и
некоторых действий). |
15-18 |
Любит играть со взрослым в «голоса
животных» (например: «как коровка мычит?» - «му-у-у»). |
15-18 |
|
Называет объекты, находящиеся вне
поля зрения, когда слышит звуки, исходящие от них |
20-24 |
|
Понимает 100 слов и более. |
20-26 |
|
Повторяет за взрослым предложение
из 2-3 слов. |
24-28 |
|
Пытается петь |
20-30 |