СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Приличное поведение ребенка на людях, иначе говоря, его воспитан­ность - это то, что волнует большинство родителей в первую очередь. Ведь речь идет о своеобразной визитной карточке семьи. Как же проис­ходит усвоение норм поведения?

Качество и успешность усвоения правил в большей степени зависит от последовательности родителей и от общего эмоционального фона при общении взрослых с ребенком. Известно, что спокойное и доброжела­тельное отношение способствует хорошему поведению и послушанию. Наоборот, неуравновешенность родителей, вспышки гнева с применени­ем физического наказания могут оттолкнуть ребенка, вызвать упрямство или действия «назло». Уже в один год, во время кризиса первого года ребенок пытается нарушить незыблемые устои и сам о себе начинает за­ботиться, проявлять свои первые попытки неповиновения.

Другой способ усвоения ребенком социальных правил — представле­ние себя в новой роли. С 1,5-2 лет и далее дети начинают подражать поведению взрослых (обычно родителю того же пола) или играть в кого-либо. Сказки и сюжеты из повседневной жизни дают ребенку материал для освоения новых ролей, а реакция взрослых помогает «актеру» выяс­нить их отношение к его различным поступкам. Однако следует учесть, что нормы морали еще не доступны ребенку. Он может пообещать и не выполнить. Дело в том, что когда ребенок обещает что-то выполнить, он лишь говорит ожидаемые взрослым слова и получает желаемое. Смысл обещания он сможет понять лишь гораздо позже.

Манера взаимоотношений в семье несомненно является для ребенка первым образцом культуры общения, источником для выработки отно­шения к самому себе и окружающим. Так командный стиль воспитания способствует формированию таких качеств, как замкнутость, робость, тревожность, отсутствие инициативы. Чрезмерно мягкий и непоследова­тельный стиль может привести к тому, что ребенок вырастет неуверен­ным в себе, плохо контролирующим свои поступки.

Стиль, основанный на уважении, последовательности и справедливос­ти, укрепляет такие черты, как независимость, уверенность в себе, упор­ство, целеустремленность, легкость в общении со сверстниками.

Мы предлагаем в нижеследующей таблице ознакомиться с общими за­кономерностями усвоения норм поведения.

НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ УСВОЕНИЯ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ

Название реакции

 

Приблизит, возраст появления реакции (в мес.)

 

Возраст проявления реакции (в мес.) у вашего ребенка.

 

Реагирует на запрет временным прекращением действия.

 

9-11

 

 

 

Машет рукой, когда кто-то уходит.

 

9-12

 

 

 

Смеется, когда взрослые начинают себя вести как маленькие или делать другие несвойственные им поступки.

 

13-15

 

 

 

Ведет себя скромно при посторонних.

 

13-16

 

 

 

Использует жесты, звуки, слова для выражения желаний.

 

14-16

 

 

 

Приветствует знакомых людей доступными средствами.

 

15-20

 

 

 

Провоцирующее поведение: поступает наперекор запретам и нормам поведения.

 

18

 

 

 

Активно вступает во взаимодействие со сверстниками, получая положительный и отрицательный опыт общения.

 

24

 

 

 

Начинает играть в ролевые игры.

 

24

 

 

 

Родитель того же пола может стать объектом для подражания.

 

24

 

 

 

 

Hosted by uCoz