СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
Приличное
поведение ребенка на людях, иначе говоря, его
воспитанность - это то, что волнует большинство
родителей в первую очередь. Ведь речь идет о
своеобразной визитной карточке семьи. Как же
происходит усвоение норм поведения?
Качество
и успешность усвоения правил в большей степени
зависит от последовательности родителей и от
общего эмоционального фона при общении взрослых
с ребенком. Известно, что спокойное и доброжелательное
отношение способствует хорошему поведению и
послушанию. Наоборот, неуравновешенность
родителей, вспышки гнева с применением
физического наказания могут оттолкнуть ребенка,
вызвать упрямство или действия «назло». Уже в
один год, во время кризиса первого года ребенок
пытается нарушить незыблемые устои и сам о себе
начинает заботиться, проявлять свои первые
попытки неповиновения.
Другой
способ усвоения ребенком социальных правил —
представление себя в новой роли. С 1,5-2 лет и
далее дети начинают подражать поведению
взрослых (обычно родителю того же пола) или
играть в кого-либо. Сказки и сюжеты из
повседневной жизни дают ребенку материал для
освоения новых ролей, а реакция взрослых
помогает «актеру» выяснить их отношение к его
различным поступкам. Однако следует учесть, что
нормы морали еще не доступны ребенку. Он может
пообещать и не выполнить. Дело в том, что когда
ребенок обещает что-то выполнить, он лишь говорит
ожидаемые взрослым слова и получает желаемое.
Смысл обещания он сможет понять лишь гораздо
позже.
Манера
взаимоотношений в семье несомненно является для
ребенка первым образцом культуры общения,
источником для выработки отношения к самому
себе и окружающим. Так командный стиль
воспитания способствует формированию таких
качеств, как замкнутость, робость, тревожность,
отсутствие инициативы. Чрезмерно мягкий и
непоследовательный стиль может привести к тому,
что ребенок вырастет неуверенным в себе, плохо
контролирующим свои поступки.
Стиль,
основанный на уважении, последовательности и
справедливости, укрепляет такие черты, как
независимость, уверенность в себе, упорство,
целеустремленность, легкость в общении со
сверстниками.
Мы
предлагаем в нижеследующей таблице ознакомиться
с общими закономерностями усвоения норм
поведения.
НЕКОТОРЫЕ
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ УСВОЕНИЯ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ
Название
реакции |
Приблизит,
возраст появления реакции (в мес.) |
Возраст
проявления реакции (в мес.) у вашего ребенка. |
Реагирует
на запрет временным прекращением действия. |
9-11 |
|
Машет
рукой, когда кто-то уходит. |
9-12 |
|
Смеется,
когда взрослые начинают себя вести как маленькие
или делать другие несвойственные им поступки. |
13-15 |
|
Ведет
себя скромно при посторонних. |
13-16 |
|
Использует
жесты, звуки, слова для выражения желаний. |
14-16 |
|
Приветствует
знакомых людей доступными средствами. |
15-20 |
|
Провоцирующее
поведение: поступает наперекор запретам и нормам
поведения. |
18 |
|
Активно
вступает во взаимодействие со сверстниками,
получая положительный и отрицательный опыт
общения. |
24 |
|
Начинает
играть в ролевые игры. |
24 |
|
Родитель
того же пола может стать объектом для подражания. |
24 |