ЗРИТЕЛЬНАЯ
система
Когда мы говорим «зрение»,
то под этим словом следует понимать совместную
работу глаза, глазодвигательных мышц и нервных
образований. Сам глаз от рождения «слеп», и
только по мере развития взаимодействия ребенка
с окружающим миром формируется не только
ощущение света, но и само зрительное восприятие
окружающего мира: цвет, форма, объем, расстояние
до предмета
К году ребенок обычно в состоянии видеть гак же,
как и взрослый. Однако его интерпретация мира не
всегда точна Контактность восприятия, то есть
то, что предметы и люди все время сохраняют свои
размеры, возникает в результате созревания
специальных отделов головного мозга. Чем больше
опыт различных зрительных впечатлений, тем более
развита зрительная система в целом. Поэтому не
надо пугаться, если ребенок не узнает вас в
новой прическе, так как ребенок может не узнать
явление или предмет, если они не такие, какими он
привык их видеть.
При общем развитии зрительной
системы следует к двум годам проверить зрение
ребенка в поликлинике. Так же можно пройти ряд
простейших тестов дома.
Косоглазие
- глаза смотрят в разные стороны, так как работа
шести глазных мышц неправильно сбалансирована.
Косоглазие может быть наследственным или
возникнуть в результате таких заболеваний как
корь или ветряная оспа.
Дальнозоркость
(гиперметрония) - при дальнозоркости ребенок
лучше видит предметы на далеком расстоянии, чем
на близком. Глаза расфокусируются, в результате
возникает косоглазие или двоение в глазах.
Ближнее зрение можно проверять от полутора лет
Необходимо попросить ребенка, чтобы он подобрал
крошку или кусочек нитки с вашей ладони, со стола.
Близорукость
(миопия) при миопии глаза плохо видят отдаленные
предметы. Близорукость редко бывает у маленьких
детей
Проверку дальнего
зрения можно делать лишь по достижении ребенком
двух лет. Для 'этого необходимо составить два
одинаковых набора из маленьких игрушек: по две
машинки, по две игрушечные ложки и вилки, по две
куколки, по два самолетика. Один набор положите
на столе перед ребенком. Отойдите от стола на три
метра и. поочередно поднимая игрушки своего
набора, просите ребенка показывать такую же
игрушку у него на столе
Следует быть
внимательным и обратиться к врачу, если ребенок:
•
поднимает предметы близко к
глазам;
•
не любит смотреть картинки в
книжках;
•
все время неуклюже натыкается
на мебель, спотыкается о разные предметы;
•
щурится, когда смотрит;
•
имеет наследственную
предрасположенность;
•
неспособен увидеть и поднять
мелкие предметы, такие как бусинки, булавки,
обрезки ниток.
ОСНОВНЫЕ
НОРМЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Название
реакции |
Приблизит.
возраст появления реакции (в мес.) |
Возраст
проявления реакции (в мес.) у вашего ребенка |
Рассматривает
мелкие узоры, картинки, фотографии, мелкие
предметы с четкими контурами. |
10-12 |
|
Наблюдает,
как взрослый пишет или рисует карандашом. |
10-12 |
|
Понимает
2-3 жеста («пока», «нельзя» и др.) |
10-13 |
|
Обходит
высокие препятствия при ходьбе. |
12-14 |
|
Подражает
увиденным действиям взрослого. |
12-15 |
|
Узнает
себя и близких на фотографиях. |
14-16 |
|
Показывает
несколько названных предметов или картинок. |
14-16 |
|
Избегает
препятствия на поверхности, по которой идет (ямки,
бугорки...). |
14-18 |
|
Узнает
несколько предметов по их реалистичному рисунку. |
15-16 |
|
Запоминает,
где лежат некоторые предметы или игрушки. |
16-18 |
|
Узнает
свои вещи, одежду. |
20-24 |
|
Подбирает
парные картинки или игрушки к указанной. |
21-24 |
|
Подбирает
предмет к его рисунку. |
24 24 |